Вход Господень в Иерусалим происходил в торжественной обстановке: множество народа, пришедшего на праздник, услышав, что Иисус идет в Иерусалим, взяли пальмовые ветви, вышли навстречу Ему и восклицали: осанна! благословен грядущий во имя Господне, Царь Израилев! (Ин. 12, 12–13). В славянском тексте Евангелия пальмовые ветви названы «ваиами», отсюда и наименование праздника в богослужебных книгах – «Неделя Ваий», а так как в наших широтах пальмы не растут и верующие в этот день приходят в храм с ветками распустившейся вербы, то в просторечии праздник получил название «Вербного воскресенья».
Незадолго до того, как пришел Иисус в Вифанию (Ин. 12, 1), иудеи стали свидетелями проявления славы Божией – воскрешения умершего «четверодневного» Лазаря, друга Христа. Поэтому, узнав, что Иисус в Вифании, многие пришли туда, чтобы увидеть и Его, и воскрешенного Им Лазаря.
Придя в Вифанию, Иисус разделяет вечерю в доме Симона прокаженного. Марфа служила за столом, а воскрешенный Лазарь был одним из возлежащих. Во время вечери Мария, сестра Лазаря, помазала драгоценным миром ноги Иисуса и в знак своего глубокого уважения к Учителю, отерла их своими волосами. В ответ на роптание Иуды Искариота по поводу такой напрасной траты мира Иисус же сказал: оставьте ее, она сберегла это на день погребения Моего (Ин. 12, 7). Так истинный Агнец, пришедший ради спасения мира, был заранее умащен благовониями и приготовлен для заклания.
На другой день по дороге в Иерусалим, приблизившись к Вифании (селу, расположенному около Иерусалима), Иисус посылает двух учеников Своих: пойдите в селение, которое прямо перед вами; и тотчас найдете ослицу привязанную и молодого осла с нею; отвязав, приведите ко Мне; и если кто скажет вам что-нибудь,– прибавил Он,– отвечайте, что они надобны Господу; и тотчас пошлет их (Мф. 21, 2–3).
Ученики, выполняя повеление Иисуса, нашли ослицу и молодого осла, на которого никто из людей никогда не садился, и привели их к Нему. Положив одежды свои на животное, считавшееся символом мира, ученики посадили на него Иисуса, и шествие направилось к Иерусалиму. Множество народа оказывало Ему знаки благоговейного почитания и преклонения – постилали одежды по дороге, срезанными с деревьев ветвями устилали путь Его, народ ... восклицал: осанна Сыну Давидову! благословен Грядущий во имя Господне! осанна в вышних! (Мф. 21, 9).
Процессия направилась к храму, в котором Господь нашел все ту же тяжелую картину, которую наблюдал и ранее при посещении этой святыни, дома Отца Своего: тех же продавцов жертвенных животных со своим товаром, тот же шум и рев скота. Иисус выгнал всех продающих и покупающих в храме, и опрокинул столы меновщиков и скамьи продающих голубей, и говорил им: написано,– дом Мой домом молитвы наречется; а вы сделали его вертепом разбойников. И приступили к Нему в храме слепые и хромые, и Он исцелил их (Мф. 21, 12–14).
Этот торжественный Вход Господень в Иерусалим произошел в десятый день месяца Нисана, именно в тот день, когда народ Израильский избирал себе пасхального агнца для того, чтобы заклать его в первый день Пасхи. Ныне же «Дщерь Сионова», не замечая того, радостно приветствовала Агнца Божия, грядущего для искупления грехов всего мира.
Накануне праздника, в субботу, в Свято-Покровском храме совершено всенощное бдение с чином освящения ваий в воспоминание торжественного входа Господа Иисуса Христа в Иерусалим на вольные страдания. На вечерне читались ветхозаветные паремии, повествующие о грядущем в святой град Иерусалим Спасителе и о радости, уготованной Господом Своему избранному народу.
В воскресенье, в самый день праздника ваий, в храме Покрова Богородицы при большом стечении богомольцев совершена Божественная Литургия.
Богослужение возглавил настоятель прихода – благочинный Усть-Каменогорского церковного округа иерей Алексий Анищенко. Диаконский чин представлен диаконом Александром Якушевым. Праздничные песнопения литургии исполнены церковным хором Свято-Покровского храма.
За богослужением молились прихожане храма Покрова Богородицы, паломники из храмов Усть-Каменогорска и окрестных селений, воспитанники и преподаватели детской воскресной школы при Покровском храме, группа воскресной школы для взрослых.
По отпусту литургии иереем Алексием Анищенко прочитана молитва Входу Господню в Иерусалим в Неделю ваий. Богослужение ознаменовалось величанием праздника Входа Господня в Иерусалим.
Проповедуя мирян, отец Алексий раскрыл духовный смысл Евангельских чтений воскресного дня и рассказал о празднике Входа Господня в Иерусалим. Завершая проповедь, батюшка сказал:
«...Господь Наш Иисус Христос под возгласы народа «Осанна в вышних!» смиренно вошел в Иерусалим зная, что этот же народ, подстрекаемый иудейскими первосвященниками и архиереями, через несколько дней воскликнет «Распни его!». Так изменчиво настроение толпы. Это часто бывает с нами всеми, когда мы не просто изменяем меняем мнения, а изменяем своей вере, совершаем грехи и предаем Христа...
...сегодняшнее Евангельское событие одновременно радостное и скорбное. Мы выражаем радость, встречая Господа ветками ваий, возвещающими грядущее Воскресение. И в то же время мы скорбим о жертве, которую Господь принес не Богу-Отцу и не ради Себя, а за весь человеческий род. Поэтому будем сегодня предвосхищать грядущее Воскресение и скорбеть вместе с Господом, который готовит себя на вольную страсть...»
Из проповеди иерея Алексия Анищенко
По окончанию богослужения отец Алексий огласил порядок и особенности проведения богослужений на грядущей Страстной Седмице - последней Седмице перед Пасхой, посвященной воспоминаниям о последних днях земной жизни Спасителя, о Его страданиях, распятии, крестной смерти, погребении.